Лунный календарь
Если первоначальной причиной наблюдений Луны в раннем бронзовом веке было стремление создать лунный календарь, то можно с почти полной уверенностью предположить, что его изобретатели не хотели допускать «свободного вращения года», как в мусульманском календаре,— на это указывают многочисленные сооружения для точных наблюдений солнцестояний.
Едва был составлен солнечный календарь, они могли открыть метонов цикл, просто фиксируя даты новолуний, а отсюда уже совсем небольшой шаг до лунно-солнечного календаря еврейского типа. Мы знаем, что в раннем бронзовом веке люди умели считать до довольно больших чисел, о чем свидетельствуют числа столбов в яйцеобразных кольцах Вудхенджа, и это подтверждается разделением года на шестнадцать почти равных частей.
При условии, что у них имелись какие-то способы запечатлевать события в полупостоянной форме, создание лунного календаря, приведенного в определенное соответствие с солнечным, вполне согласовывалось бы с другими их достижениями. Против предположения, что побудительной причиной для наблюдений Луны было именно составление лунного календаря, выдвигается следующее возражение: если мы принимаем свидетельства того, что у людей бронзового века был солнечный календарь, то нужда в лунном календаре отпадает.
К тому же для создания лунного календаря не требуется сооружений, точно указывающих точки восхода и захода Луны,—достаточно только считать и как-то отмечать новолуния. Следовательно, если их интерес к Луне и был связан с идеей календаря, идея эта не могла объяснить создания лунных обсерваторий. А значит, для наблюдений Луны у них были другие побудительные причины.
|